27 февраля состоялось видеоселекторное совещание по мерам сокращения бедности. В частности, Президент Шавкат Мирзиеев отметил, что 12-15 процентов или 4-5 миллионов населения нашей страны находится в состоянии бедности. Это означает, что их ежедневный доход не превышает 10-13 тысяч сумов.
Сегодня обеспеченность бедной семьи персональными компьютерами в 12 раз меньше чем у средней семьи по республике, автомобилями – 11 раз, кондиционерами – 8 раз, пылесосами – 4 раз, стиральными машинами – 4 раз, холодильниками – 2 раз, телевизорами – 1,5 раз и мобильными телефонами – 1,5 раз.
Бедная часть населения не только не извлекает пользу из быстрого экономического роста, характерного для страны, но и сама не имеет возможности способствовать развитию общества из-за ограниченного доступа к основным рынкам. Государство обеспечивает бесплатное среднее образование, гарантирует базовый пакет медицинских услуг, который включает первичную помощь, неотложную помощь, уход за «социально значимыми и опасными» условиями и специализированную помощь для групп населения, классифицированных правительством как уязвимые, предоставляет пособия для малоимущих семей.
Нет единого определения слова «бедность». Если одни под бедностью понимают недоступность первичных человеческих нужд, то другие –недостаточную свободу выбора или же проживание на менее чем 1,9 доллара в день (Всемирный банк), третье - сеть сохраняющегося круга взаимодействующих социальных, образовательных, здравоохранительных препятствий, которые вредят участию человека в социально-экономической жизни общества (ПРООН). Проведение оценки бедности требует ряда четко определенных навыков и методов.
Существуют два показателя, которые используются для измерения уровня благосостояния человека в конкретный момент времени: доход на душу населения или потребительские расходы на душу населения. На практике рекомендуется использовать второй показатель в силу того, что доходы являются более изменчивыми чем потребление, некоторые источники доходов сложно выявить, вероятность предоставления ложных сведений о доходах выше. Вместе с тем, используя информацию о расходах на потребление в качестве показателя благосостояния, необходимо внести определенные корректировки в этот показатель с целью учета изменения цен во времени, ценовых различий между отдельными странами, потребляемые товары в домашних условиях (включая продукты питания), стоимость общественных товаров и услуг, полученных домохозяйством (бесплатное или субсидируемое медицинское обслуживание, школьные обеды, государственное образование).
Следовательно, чтобы определить, кто является бедным и кто небедным, основываясь на знаниях о потреблении (доходах), необходимо выбрать пороговый уровень бедности, который обычно называют «чертой бедности». Это довольно сложная задача, так как нет единого согласия ни по определению бедности, ни по тому, что будет служить порогом для концепции бедности. Наиболее часто используемыми определениями черты бедности являются:
Основанная на питании черта бедности. Бедность принимает определенные формы и одним из таких форм является голод. В этом случае благосостояние будет измеряться как ежедневное потребление калорий на душу населения и сравниваться с ежедневной минимальной потребностью в энергии для этой категории людей. Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН определяет минимальный уровень в среднем в 1800 кило калорий в день, при этом потребности корректируются с учетом возраста, пола и уровня активности человека. Другие формы дефицита питательных веществ могут быть измерены, например, для белков или определенных типов питательных микроэлементов, называемых «скрытым голодом». Рекомендуемый минимум может затем использоваться для установления всеобщей черты бедности.
Международная черта бедности. Эта черта бедности используется Всемирным банком для международных сопоставлений. Она была установлена в размере 1 долл. США в день измеряемой в долларах по паритету покупательной способности для показателя черты крайней нищеты и в 2 долл. США в день для показателя черты бедности. Недавно эти черты бедности были повышены до 1,25 долл. США в день и 2,5 долл. США в день, соответственно. Причиной этому послужило то, что в настоящее время именно эта черта бедности используется 15 самыми бедными странами мира. Вместе с тем, на данный момент учитывая специфику и этапы развития разных стран используются и другие черты бедности. В частности, для стран с уровнем дохода ниже среднего черта бедности устанавливается в 3,2 доллара в день и для стран с уровнем дохода выше среднего - 5,5 доллара в день.
Относительная черта бедности. Бедность является не только абсолютным, но и относительным понятием. Люди вполне могут чувствовать себя бедными сравнивая свое потребление с другими, из соответствующей контрольной группы. Это концепция относительной депривации – люди придают ценность своим доходам или потреблению по отношению к среднему значению в их стране или сообществе. Относительную черту бедности также можно интерпретировать как стоимость социальной интеграции – это уровень расходов, необходимый для достойного участия в обычной социальной и экономической деятельности. Относительная черта бедности обычно используется в Европе. В этом случае чертой бедности берется величина потребления (дохода), ниже которой остается 25% всего населения.
Субъективная черта бедности. Можно сказать, что бедность является не только абсолютным или относительным стандартом, но и восприятием. В этом случае у домохозяйств спрашивается: «Какие расходы вы считаете абсолютно минимальными?» и это сравнивается с их фактическими расходами. Следовательно, доля тех, у кого фактические расходы ниже заявленного субъективного минимума является уровнем бедности. Однако, как и все субъективные утверждения здесь, во многих случаях, результат зависит от того, как задан вопрос.
Что касается измерения уровня бедности в Узбекистане, используются только первые два метода. По оценкам Госкомстата Республики Узбекистан в 2018 году уровень бедности основанный на питании составил 11,4%. По оценкам Всемирного банка уровень бедности, основанный на международном уровне черты бедности составил 9,6%, при черте бедности в 3,2 долл. в день и 36,6% при черте бедности 5,5 долл. в день. При этом высокий уровень бедности наблюдается в Самаркандской, Сурхандарьинской, Сырдарьинской, Андижанской областях и Республике Каракалпакстан.
Рис.1. Доля населения, живущее за чертой бедности в 3,2 доллара США в день на человека по ППС за 2018 г.
*Источник: «Где они живут. Показатели уровней бедности, среднего потребления и среднего класса в Центральной Азии на районном уровне» Уильям Зейтц, Всемирного Банка, 2019 г.
В последние годы был достигнут значительный прогресс в создании общедоступных больших баз данных, которые можно использовать для изучения проблемы бедности. Они позволяют нам характеризовать бедность и проверять многие гипотезы о факторах бедности, а также о влиянии конкретных программ и политических реформ на бедность. Например, сравнивая характеристики бедных и небедных людей или домохозяйств можно провести качественную диагностику проблемы бедности и определить конкретные параметры оказания помощи в борьбе с бедностью.
Как правило, для диагностирования используются информация по следующим направлениям:
Так, например, как показывает российский опыт на вероятность домохозяйства стать бедным могут повлиять такие факторы как наличие детей до 16 лет, наличие безработных членов семьи, проживание в сельской местности, отсутствие устойчивых доходов и высокая доля неформального сектора, слабое экономическое развитие региона (низкий среднедушевой ВРП и его темпы роста)[1].
Следовательно, более детальная картина малообеспеченности в Узбекистане также может быть представлена в виде сформированного профиля малообеспеченности домохозяйств, которая предопределяет содержание основных мер и рекомендаций по противодействию малообеспеченности в стране.
Так, по результатам исследований, проведенных в этой области относительно недавно репрезентативно малообеспеченная семья состоит из 7 человек, средний возраст главы домохозяйства более 50 лет и он не имеет высшего образования[2]. В 11% глава малообеспеченного домохозяйства не имеет работы, и в 93% не имеет высшего образования и лишь 24% – имеют средне-специальное образование. 43% малообеспеченных домохозяйств не имеют постоянной работы, а 11% считаются безработными. 93% не подключены к центральной отопительной системе, 96% – не имеют доступа к центральной канализационной системе, 66% – не подключены к центральному водоснабжению.
Результаты аналогичных исследований, проведенные Институтом прогнозирования и макроэкономических исследований при поддержке Программы развития ООН, показывают, что профиль малообеспеченного домохозяйства в республике можно характеризовать следующим образом: малообеспеченные – это многодетные семьи с 3 детьми более, с низким уровнем образования членов семьи, проживающие в сельской местности, не имеющие трудоспособного мигранта за границей, способного оказать помощь[3].
Вместе с тем, состояние малообеспеченности имеет ярко выраженную региональную специфику. 8 регионов имеют наиболее высокий уровень малообеспеченности. К ним отнесены Республика Каракалпакстан, Джизакская, Кашкадарьинская, Навоийская, Наманганская, Сурхандарьинская, Сырдарьинская и Хорезмская области.
Эти результаты совпадают с заключениями Всемирного банка по инклюзивному диагностированию экономики Узбекистана в 2014 году, где, в частности, отмечается, что наименее обеспеченные домохозяйства больше по размеру по причине большего количества детей, также, имеют меньшее число работающих взрослых. Не наблюдается существенной разницы в статусе рабочей силы между группами с различным уровнем благосостояния среди мужчин. Однако доля участия в рабочей силе наименее обеспеченных женщин значительно ниже, при том, что главой каждого третьего домохозяйства в первом дециле является женщина. Так, тремя важнейшими факторами, определяющими разницу в доходах, являются: гендерный фактор, наличие высшего образования и сектор занятость (рабочие места в промышленности отличаются с наиболее высокой зарплатой).
Данные выводы подтверждают значимость качества и уровня образования, качество занятости, доступа к жилищным и основным коммунально-бытовым условиям в большинстве регионах в решении проблемы малообеспеченности в стране.
Рекомендации по борьбе с бедностью должны исходить из характеристики бедных домохозяйств, имеющихся барьеров и приоритетных направлений развития, а также из возможностей макроэконоической политики и политики на микроуровне.
В частности, предлагается:
Бахтишод Хамидов, главный научный сотрудник ЦЭИР
Литература:
[1]Планирование расходов на социальную поддержку населения с учетом масштабов и структуры бедности, оцененных на основе данных независимых обследований населения. Институт экономики города. Российская Федерация. www.urbaneconomics.ru.
[2]Результаты опроса домохозяйств Центра экономических исследований.
[3]«Влияние экономического роста на сокращение доли малообеспеченного населения Узбекистана». БрошюраИПМИ и ПРООН, 2012 г.
*Полная версия статьи будет опубликована в очередном номере журнала "Экономическое обозрение".