CENTER FOR ECONOMIC RESEARCH

Вызовы теневой экономики

Проблема теневой экономики является актуальной темой не только для Узбекистана, но и для всех стран мира. Даже в самых развитых государствах теневая экономика составляет не менее 7,5% ВВП.

Теневая экономика – это часть экономики, которая не поддается регулированию и/или наблюдению со стороны государственных органов и часто неблагоприятно отражается на развитии экономики. В условиях большой доли теневой экономики снижается эффективность политики регулирования. Кроме того, налоговая и регулятивная нагрузка падает на официальную часть экономики в виде высоких ставок налогов и избыточных механизмов регулирования, что повышает издержки пребывания в формальном секторе и дальше провоцирует рост теневого сектора.

В реальности люди стараются уклонится от налогов и регулятивных норм. Преуспевшие в этом становятся частью теневой экономики. Нерегулируемая экономическая деятельность, как правило, приводит к снижению доходов бюджета и нехватке общественных товаров и услуг, или же росту издержек контролирования, следовательно, снижению темпов экономического роста. С другой стороны, как индикатор неуспешности экономической политики может стать драйвером социально-экономических реформ и основой развития экономики. Объемы теневой экономики могут иметь не только экономические последствия, но и – политические.

Теневая экономика в Узбекистане

Со стороны нескольких международных организаций были сделаны попытки измерения объемов теневой экономики Узбекистана. В 2019 году по инициативе ПРООН в Узбекистане было проведено исследование по оценке размеров теневой экономики Узбекистана с помощью прямых и косвенных методов. Прямой метод исходит из наблюдения таких объектов как отрасль, район и индивидуум, а косвенные различается исследованием макроэкономических индикаторов. В следствии было выяснено, что размеры теневой экономики Узбекистана варьируют между 40% и 50% по отношению к ВВП.

К тому же, по данным Международной негосударственной некоммерческой организации «BUYUK KELAJAK» в 2019 году, размер теневой экономики в Узбекистане составил до 50% к ВВП с годовыми потерями в районе 16 и 17 млрд. долларов США. Этот показатель ставит Узбекистан на 152 позицию среди 159 стран мира по рейтингу МВФ.

Аналогичным показателем теневой экономики является количество неформально-занятых. Согласно отчетам Всемирного Банка в 2019 году, общее число занятых в Узбекистане составило 13,2 млн. человек. Из них неформально занятые составляют 7,9 млн. (59,8%) и формально занятые 5,3 млн. (40,2%). То есть, больше половины экономически-активной рабочей силы страны подвержена к огромным рискам, то есть не имеют социальную страховку и потенциально недоплачивают налоги.

Причины теневой экономики

Спектр причин теневой экономики достаточно широкий. Вместе с тем можно выделить самые актуальные из них:

  • налоговое бремя и как результат избегание от уплаты подоходного налога, налога на добавленную стоимость или других налогов;
  • отчисления на социальное обеспечение и избегание от выплаты взносов на социальное страхование;
  • регулирование рынка труда и избегание от соблюдения определенных законных стандартов рынка труда, таких как минимальная заработная плата, максимальное рабочее время, стандарты безопасности и т.д.;
  • плотность и интенсивность нормативных актов в официальной экономике;
  • слабое гражданское участие, недостаточная лояльность и уважение к государственным институтам;
  • слабая налоговая мораль (готовность платить налоги);
  • неэффективная реализация регулятивных мер и высокая коррупция.

Коррупция может выступить как причиной, так и следствием активности неформального сектора.

Вместе с тем, взаимосвязь между уровнем коррупции и объемами неформального сектора может быть положительной и отрицательной. Например, когда коррупционные издержки в формальном секторе из-за сложных бюрократических барьеров растут, у людей появляется мотивация переместиться в неформальный сектор, где их сложно выявить. И наоборот, коррупционный механизм может помочь спрятать часть видов деятельности, подлежащих регулированию.

С этой точки зрения, можно полагать, что бюрократическая коррупция и неформальность отчасти являются взаимозаменяемыми, а политическая коррупция и неформальность – взаимодополняемыми.

В развивающихся странах эти два показателя скорее всего взаимодополняемы и высокий уровень коррупции свидетельствует о высокой доле теневой экономики.

*Полную статью читайте в №2 номере журнала "Экономическое обозрение" Бахтишод Хамидов, ЦЭИР Ферузбек Давлетов, ЦЭИР

...