Одним из новшеств для улучшения эффективности инвестиционных проектов выступило внедрение новой 3-х стадийной системы мониторинга инвестиционных проектов, которая будет включать в себя прединвестиционную оценку целесообразности и социально-экономического эффекта от реализации проектов для развития отрасли и экономики в целом. Также, будет осуществляться непрерывный мониторинг в инвестиционный период, то есть с момента подписания соглашений до ввода объекта в эксплуатацию, и проведение мониторинга в постинвестиционный период после ввода объекта в эксплуатацию для оценки целевых параметров.
Лучший способ продемонстрировать работу эффективного мониторинга инвестиционных проектов – взглянуть на строительство моста Сньюнь в Китае, строительство которого заняло менее 43 часов. В течение первых 24 часов был снесен старый мост, а в оставшиеся 19 часов на его месте был построен новый и улучшенный объект. Преимущества имплементации проектов в Китае, по сравнению с другими странами, не только в стоимости, но и в скорости исполнения.
Реализация инвестиционных проектов обычно включает в себя три отдельные фазы (Рисунок 1). Начальная стадия длится вплоть до окончательного принятия решений о проекте. Далее следует этап имплементации, который продолжается до тех пор, пока не будут реализованы результаты проекта. Заключительный этап – это операционная фаза, в которой реализуются выгоды от проекта.
Вышеупомянутая прединвестиционная оценка будет находиться на самом первом этапе реализации проектов – в прединвестиционной фазе. Подобная предварительная оценка проектов предоставляет стратегическую информацию на ранней стадии, когда возможность повлиять на ход событий является наибольшей. Такой подход позволяет подобрать наилучший подход реализации и найти концептуальное решение возможных альтернативных проектов.
Другими словами, предварительная оценка направлена на выявление наилучшей альтернативы с точки зрения выгоды от предполагаемых инвестиционных проектов. В инвестиционной фазе реализации проекта, промежуточный мониторинг оценивает ожидаемые результаты и показатели успешности проекта на середине пути. Что же касается постинвестиционной оценки, то его целью является оценка результатов, полученных от реализации проекта, его долгосрочная устойчивость и успешность.
Для иллюстрации механизма осуществления мониторинга инвестиционных проектов можно ссылаться на Руководство Европейского Союза «об анализе затрат и выгод инвестиционных проектов», который в подробности расписывает процесс прединвестиционной экономической оценки проектов. Важность экономической оценки проектов заключается в том, что оно охватывает не только финансовые затраты проекта, но и другие аспекты.
Экономической анализ эффективности альтернативных проектов базируется на анализе денежных потоков инвестиционного проекта и состоит из следующих этапов:
• преобразование рыночных цен в учетные цены. В некоторых случаях рыночные цены устанавливаются со стороны правительства и не отражают социальную ценность проекта. На этом этапе должны учитываться искажения теневых цен (теневая заработная плата) и фискальные корректировки (НДС, субсидии и чистые трансферты).
• монетизация неэкономических эффектов. Данная фаза требует оценку относительных воздействий проекта на общество, которые не имеют рыночную стоимость, и, следовательно, должны быть определены количественно путем присваивания реальной денежной оценки.
• включение дополнительных косвенных эффектов. Косвенные эффекты относятся к изменениям цены или количества, появляющимся на вторичном рынке. Искаженный вторичный рынок — это рынок, где цены не равны предельной социальной стоимости возможностей. Существование налогов, субсидий, монопольной власти и внешних факторов является основной причиной искажения рынка. Однако такие эффекты должны приниматься во внимание только тогда, когда величина искажения достаточно актуальна и измерима, в то время как, в общем случае, хорошее использование теневых цен и хорошая монетизация внешних факторов обычно достаточны для учета косвенных эффектов.
• обновление оценки затрат и выгод. Затраты и выгоды, возникающие в процессе реализации инвестиций, должны периодически обновляться с помощью социальной ставки дисконтирования, которое отражает социальное видение того, как будущие выгоды и затраты должны оцениваться.
• расчет показателей экономической эффективности. В экономическом анализе после учета искажения цен и после выбора социальной ставки дисконтирования необходимо рассчитать ряд экономических показателей включая, экономическую чистую приведенную стоимость (разница между дисконтированными социальными выгодами и затратами), экономический коэффициент рентабельности и соотношение между обновленными выгодами и затратами.
В зависимости от значений вышеперечисленных экономических показателей будет приниматься решение одобрения тех или иных инвестиционных проектов. Как правило, проекты с экономическим коэффициентом рентабельности ниже социальной ставки дисконтирования или проекты с отрицательной экономической чистой приведенной стоимостью должны быть отклонены так как, такие проекты потребляют слишком много социальных ресурсов взамен на скромные выгоды.
За последние несколько лет, в Узбекистане наблюдается ускорение темпов роста инвестиций в основной капитал за исключением I-ого квартала 2020 года, когда произошел небольшой спад в связи с последствиями пандемии (Рисунок 2). Также, растет отношение объемов инвестиций в основной капитал к ВВП, в т.ч. в 2018 – 30,6%, а в 2019 – 37,1%.
Среди основных факторов высоких темпов роста инвестиций в основной капитал выступают иностранные инвестиции. Например, доля прямых иностранных инвестиций и кредитов, по итогам 2019 года, составила 31% в общем объеме инвестиций, что в 3,9 раз больше, чем в 2018 году.
Дальнейшее приумножение объемов инвестиций и восстановление отечественной экономики после пандемии, а также привлечения иностранных инвесторов в момент ухудшения их финансового положения, требует новых механизмов и подходов улучшения инвестиционного климата в стране. Такую возможность предоставляет новый 3-х стадийный механизм мониторинга, внедрение которого в Узбекистане планируется до конца текущего года.
Не секрет, что размещение капитала в какой – либо стране иностранным инвестором сильно зависит от странового риска, который в определенной степени превалирует в развивающихся странах. Именно поэтому, иностранным инвесторам важно знать уровень данного риска или неопределенности, который возможен только при унификации определенных инструментов оценки эффективности инвестиционных проектов на любой стадии его реализации.
Даже такие развитые страны как Норвегия, Великобритания и Дания имеют свои собственные механизмы оценки для крупных инвестиционных проектов на национальном или на отраслевом уровне, несмотря на низкий уровень странового риска. Полноценное внедрение подобного механизма в Узбекистане может принести двойную выгоду, в том числе с позиции вышеуказанного иностранного инвестора, и, с другой стороны, для ответственных ведомств, отвечающих за исполнение проекта, республики в виде понимания механизма всесторонней реализации иностранных инвестиций в плане сроков, объемов, рисков и других аспектов реализации проектов.
В целом, мониторинг даст информацию о том, на каком этапе будет находиться проект в любой момент времени относительно соответствующих целевых показателей и результатов, тем самым сигнализируя о вытекающих проблемах. К тому же, новый механизм ответит на вопрос "Что произошло по итогам имплементации проектов?", то есть были ли достигнуты ожидаемые результаты.
Эффективная оценка проектов на различных стадиях реализации предоставляет значительную выгоду партнерским отношениям и местному сообществу. Детально проведенная оценка оправдывает расходы на проект и является важным инструментом в принятии решений. Внедрение подобного механизма мониторинга несомненно улучшит инвестиционный климат в Узбекистане путем дальнейшего усиления прозрачности, эффективности и обеспечения устойчивости реализуемых проектов.