CENTER FOR ECONOMIC RESEARCH

Глобальное влияние COVID-19 на систему образования

Представляем фрагмент статьи, которая выйдет в 5 номере журнала «Экономическое обозрение».

Вспышка коронавирусной инфекции затронула миллиарды людей по всей планете. По последним данным (на 20 апреля) общее количество зараженных находится в районе 2 млн. человек, летальные исходы составляют 6% от числа зараженных (Worldometers). 11 марта 2020 года Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) официально объявила коронавирус пандемией. В 188 странах мира были приняты решения о временном закрытии образовательных учреждений с целью сдержать распространение вируса. Масштабы принятых мер являются беспрецедентными и, по данным ЮНЕСКО, затронули 90% числа учащихся в мире – более 1.5 млрд. человек. Эксперты считают, что подобные меры замедлят темпы распространения вируса, так как дети потенциально могут быть скрытыми переносчиками вируса.

Закрытие учебных заведений имеет последствия схожего характера вне зависимости от страны, времени и культуры. В первую очередь, возникает вопрос присмотра за детьми, чьи родители осуществляют рабочую деятельность. Самое простое решение в виде пользования услугами лиц, которые присматривают за детьми, может больше не сработать в свете рисков, связанных с распространением вируса.

В результате прекращения деятельности университетов, закрываются принадлежащие им общежития. Следовательно, во всем мире, мы наблюдаем проблемы с жильем для учащихся, которые по тем или иным причинам не могут вернуться домой. У студентов, наряду с обучением практикующих неполную занятость, помимо этого возникают проблемы с работой и питанием, так как большинство предприятий, в которых они работали тоже закрыты в силу правил карантина.

Другая важная проблема – это обеспечение непрерывности образования. Большинство стран мира переходят на дистанционное обучение в виде радиовещания, онлайн платформ и трансляции уроков через телевидение.

Оперативная реакция Узбекистана

День спустя, после выявления первого случая заражения коронавирусом в Узбекистане, по решению Специальной республиканской комиссии с 16 марта 2020 года на трехнедельный карантин, были закрыты дошкольные, средние и высшие образовательные учреждения. Такая незамедлительная реакция, особенно в самой начальной стадии распространения вируса, является весьма эффективной и настоятельно рекомендуется международными экспертами. В этот момент в Ташкенте обучалось около 80 тыс. студентов из других регионов страны. Для возвращения на место постоянного проживания им были предоставлены скидки в 50% на транспортные услуги.

Закрытие образовательных учреждений в стране означает, что около 8.4 млн. учащихся, большую часть которых (около 6 млн. человек) составляют ученики из общеобразовательных школ, будут находиться дома во время карантина. В этих условиях основной задачей правительства в области образования стало непрерывное обеспечение образовательного процесса. В связи с этим, по всей республике были организованы различные виды дистанционного обучения. В частности, Министерство народного образования подготовило телевещание уроков для всех классов в соответствие с учебной программой. Действует официальный телеграм-канал министерства UZEDU и канал в видеохостинге YouTube, где публикуются расписание ТВ-уроков и непосредственно записи этих уроков для всех классов.

В столь же стремительном темпе Министерство высшего и среднего специального образования начало формирование онлайн ресурсов по стандартам высшего образования и запустило телеграм-канал EDUUZ, где также публикуется информация о последних изменениях в сфере образования и размещаются материалы для самообразования. Вместе с тем, продолжается процесс формирования более 3500 электронных учебников по различным дисциплинам, которые размещаются на сайте «Инновацион кутубхона».

Для смягчения негативных последствий распространения коронавируса указом Президента Республики Узбекистан были утверждены два пакета мер социального и экономического характера. Широкий ряд принятых непосредственно касается и вопросов, связанных с образованием. Родителям воспитанников дошкольных образовательных организаций и учащихся начальных классов общеобразовательных школ предоставлен ежегодный отпуск, в том числе и для проработавших менее 6 месяцев. Запрещено расторжение по инициативе работодателя трудового договора с работником, являющимся родителем (лицом, его заменяющим, опекуном, попечителем) ребенка, зараженного коронавирусной инфекцией или помещенного в карантин, а также не достигшего 14-летнего возраста. Для лиц, осуществляющих уход за детьми в возрасте до 14 лет, выплачиваются пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов от средней заработной платы.

Кроме того, согласно указу, гарантируется своевременная выплата заработной платы работникам дошкольных, общих средних, средних специальных и высших образовательных учреждений, спортивных и культурных учреждений, финансируемых из Государственного бюджета и приостановивших свою деятельность.

Принятые в этом направлении меры решили два главных вопроса связанных с закрытием образовательных учреждений. Первый – присмотр за учащимися дошкольных и общеобразовательных учреждений, второй – их финансовое обеспечение во время карантина.

Катализатор онлайн образования

В Узбекистане уже предприняты эффективные меры по предотвращению последствий COVID-19, такие как своевременная остановка деятельности учебных заведений, беспрерывная трансляция уроков по ТВ и формирование большего количества онлайн ресурсов.

Качественное обучение требует интерактивности – это, прежде всего диалог между учеником и учителем, что в настоящее время возможно только при наличии онлайн-уроков. Поэтому, на первом этапе, нужно наладить мониторинг 6 млн. учащихся общеобразовательных школ на наличие доступного и качественного интернета. По результатам исследования, следует разработать методы обеспечения этих учеников оборудованием для доступа в интернет. Такое решение можно считать долгосрочной инвестицией в человеческий капитал, так как, даже после окончания пандемии, у учеников будет возможность для улучшения навыков с помощью передовых технологий.

Очередной вызов COVID-19

Еще одной ключевой проблемой остается обучение преподавателей новым цифровым продуктам, новой инфраструктуре. Еще совсем недавно была образована онлайн платформа Kundalik.uz с целью отслеживания и оценки знаний учеников в общеобразовательных школах, т.е. ученики могли отправлять выполненные задания на проверку учителям и получать соответствующие оценки и комментарии в электронном журнале. В силу новшества этой платформы, стороны все еще испытывают некоторые сложности в ее использовании.

В условиях пандемии, ускоренная цифровизация может стать проверкой на прочность преподавателей, учебных заведений, и национальной системы образования.

Наблюдается сдвиг парадигмы всей системы образования, и можно сказать с уверенностью, что она уже не будет прежней. Общество привыкает к онлайн-обучению, а кризис выступает катализатором, ускорившим развитие онлайн-образования.

Ферузбек Давлетов, ЦЭИР

...