В предыдущей статье была сделана попытка оценить как пандемия коронавируса повлияла на систему образования. В данной публикации эксперт ЦЭИР пишет о важности унификации выпускных и вступительных экзаменов и подготовки системы образования к непредсказуемым событиям посредством совершенствования дистанционных видов обучения.
Продолжительное закрытие учебных заведений в большинстве стран мира привело к задержкам в школьном расписании. Это может обернуться проблемой особенно для тех стран, где приближается конец академического года. В связи с этим, применяются различные решения, включая отмену или отсрочку экзаменов, перевод экзаменов в онлайн-формат, использование альтернативных подходов сертификации и тд. Недавний опрос ЮНЕСКО [1] среди 59 стран мира предоставляет возможность подробного изучения мер, в связи с закрытием учебных заведений для начального и среднего образования. В данном опросе различают два вида экзаменов. Первый, ключевой экзамен – оценка, результаты которого имеют важные последствия для учащихся. Сюда входят переводы в следующие классы или выпуски из школ. Второе, итоговый экзамен, иными словами - оценка по итогам четверти в школах, оценка в конце курса или программы.
Согласно результатам, наиболее часто применяемая мера — это изменение сроков сдачи экзаменов. В частности, 46% стран изменили срок сдачи ключевых экзаменов, а 39% - сроки итоговых тестирований. Кроме того, некоторые учебные системы переводят аттестацию в онлайновый режим, из них 25% для ключевых экзаменов, а 15% для итоговых. В основном, такое решение присуще странам c высоким уровнем доступа к домашнему компьютеру. Например, в Германии, где охват учащихся домашним компьютером составляет 92,9%.
Другие страны (25% опросившихся) практикуют альтернативные методы аттестации. Такой подход практикуется странами с низким и средним уровнем дохода. К примеру, в Монголии отменены экзамены для всех классов кроме выпускных. По такой же схеме, отменены экзамены в Индонезии, с исключением, что оценка выпускных экзаменов будет определяться на базе 5-ти предыдущих четвертей.
В целом, ситуация с экзаменами для начального и среднего образования, зависит от множества факторов. А вот, процесс оценивания в высших учебных заведения можно бесперебойно осуществлять в режиме онлайн так как, допускается, что большинство студентов сталкивались со сдачей экзаменов в онлайн формате, т.е. у них уже должны были сформироваться необходимые навыки по сдаче онлайн экзаменов. Возможно именно поэтому перевод ВУЗовских экзаменов в формат онлайн во многих зарубежных странах встречается одобрением со стороны студентов. К примеру, результаты опроса, проведенного в конце апреля текущего года экспертами из Института политики высшего образования (Higher education policy institute), показали, из 1000 студентов, 42% предпочитают онлайн аттестацию. Это еще и может объясняться тем, что студенты испытывают меньше стресса, когда оценивание знаний проходит с помощью компьютеров, по сравнению с письменными экзаменами (К.Сэмбелл, А.Сэмбелл и Г.Сектон, 1999 [2]). Другим преимуществом онлайновых экзаменов является то, что они могут сберечь приличное количество ресурсов для учебных заведений. К примеру, по оценкам университета Монаша в Австралии, они смогли бы сэкономить 7 млн. долларов в год, если бы перевели 80% всех экзаменов в онлайн. В год этот университет проводит 360 тыс. различных экзаменов, что требует 8.5 млн. листов бумаги в формате А4 или же «1000 деревьев».
Что же касается Узбекистана, то если ситуация с пандемией не улучшится, то возможен вариант отмены экзаменов на местах и переход к другим видам оценивания. В таких случаях, одним из эффективных способов является онлайн аттестация, но при условии, что все учащиеся будут иметь равный доступ к платформе и будет обеспечена прозрачность процесса проведения экзаменов. При этом, нужно определить на каком уровне находятся навыки учеников по работе с цифровыми технологиями, т.е. смогут ли они успешно воспользоваться онлайн-платформами для сдачи экзаменов. Если для студентов это не составит труда, то для учащихся общеобразовательных школ могут возникнуть проблемы в силу новшества онлайн аттестации. Но в любом случае, какие бы меры не предпринимались, обязательно нужно исходить из финансовых, региональных и социальных профилей учащихся. С другой стороны, принимая во внимание сложность своевременной организации вышеуказанных условий, было бы уместным отменить промежуточные экзамены для учащихся начальных и средних школ или же провести автоматическую аттестацию на базе оценок предыдущих четвертей. А при организации, очных выпускных экзаменов обеспечить учащихся респираторами и принять меры социального дистанцирования.
Во многих странах заканчивается учебный год и близится период поступлений в вузы. Общая сложившаяся ситуация в мире скорее всего отразится и в этом образовательном процессе. Множество стран планируют принятие документов, вступительные экзамены, рассмотрение апелляций и других аспектов поступления в дистанционном режиме.
Например, Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки) планирует запустить сервис «Поступление в вуз онлайн» в июне текущего года. Эта платформа предусматривает подключение всех вузов к системе и обеспечение подачи документов в электронном виде. Как известно всем, поступление в вузы в России осуществляются через «Единый государственный экзамен» (ЕГЭ) в средних учебных заведениях. По данным «Интерфакс» со ссылкой на пресс-службу Минпросвещения РФ, в текущем году выпускники школ будут сдавать ЕГЭ в очном формате в своих школах и в небольших аудиториях. ЕГЭ традиционно проводился в мае, но в текущем году он предположительно состоится в июне. Но пока не ясно как будут происходить зачисления для абитуриентов на творческие направления, где требуется очная сдача экзамена непосредственно в самих ВУЗах. Другими особенностями приема в ВУЗы России можно ознакомиться в приказе №547 Минобрнауки от 3.04.2020.
В соседнем Казахстане поступления в ВУЗы планируется организовать по той же схеме, как и в России, т.е. это онлайн подача документов и очная сдача Единого национального тестирования (ЕНТ), но с одним исключением – экзамен не будет включать вопросы из последней четверти 11-ого класса. Такое решение было принято в связи с волнениями насчет плохой подготовки учеников из-за дистанционного обучения. Было объявлено, что расстояние между учениками во время экзамена будет увеличено и будет обеспечено проверка температуры всех школьников на местах. Но пока нет никаких подтвержденных данных о времени проведения ЕНТ.
Пандемия коронавируса, охватившая мир, внесла коррективы в приемную кампанию узбекских вузов.
В Узбекистане, уже в 2019 году, абитуриенты имели возможность круглосуточной сдачи документов в вузы через Агентство государственных услуг или через портал my.gov.uz в период с июня по июль, независимо от их постоянного места жительства, а тестовые испытания по приему в вузы проводились в июле-августе. Следовательно, в нынешнем году, никаких проблем с приемом документов быть не должно, так как уже хорошо налажена система дистанционной сдачи документов. Единственное, что может изменится, так это период сдачи документов и тестирования. По сути, такое небольшое отклонение не должно иметь каких-либо катастрофических последствий для абитуриентов. Самым главным вопросом остается - в каких условиях пройдут вступительные экзамены.
Недавнее совещание у Президента по вопросам качественного завершения текущего учебного года, организации выпускных и вступительных экзаменов внесло ясность в некоторые аспекты вступительных экзаменов. К примеру, стало ясно, что вступительные экзамены будут проходить в упрощенной форме, т.е. абитуриенты не будут сдавать 5 предметов как это планировалось, начиная с 2020 года.
Также, в ходе совещания ответственным министерствам поручено пересмотреть нормативы по вместимости в образовательных учреждениях.
Отмечена необходимость пересмотра учебных нагрузок и программ исходя из ситуации, усиления внимания формированию практических навыков в вузах.
«Мы абсолютно не вправе откладывать работу по совершенствованию системы образования под предлогом пандемии», - подчеркнул глава государства.
12 мая ГЦТ выступил с официальным заявлением: абитуриентов будут тестировать только по двум профильным предметам.
В свете различных последствий пандемии, решение касательно послабления в экзаменах безусловно принесет большое облегчение абитуриентам, так как оно позволит оптимально распределить оставшееся время и увеличит интенсивность подготовок в узком направлении.
Урегулирование ситуации с экзаменами будет проще для стран, которые имеют централизованный экзамен в средних учебных заведениях, т.е. экзамен который одновременно служит выпускным из средних учебных учреждений и вступительным экзаменом в ВУЗы, чем для стран с двойным экзаменом. В связи с этим, пандемия коронавируса указывает на давно известные недостатки системы образования Узбекистана.
Но нужно четко понимать, что для качественных структурных изменений старой системы и ее совершенствования потребуется время. Так, например, переход к единому государственному экзамену в стране уже планируется несколько лет. В начале апреля текущего года, на портале СОВАЗ был размещен проект постановления Президента Узбекистана о дальнейшем упрощении вступительных экзаменов, где говорится, что, начиная с 2021 года планируется объединить итоговую госаттестацию выпускников общеобразовательных школ и вступительные экзамены в вузы. Это тот вектор образовательной политики, по которому идут страны с эффективной системой образования. Нельзя опровергнуть тот факт, что учебные заведения в странах с централизованной экзаменационной системой, включая США (SAT и ACT), Великобританию (A-level), Германию (Abitur), Францию (Bac) и Россию (ЕГЭ), занимают лидирующие позиции во всех основных рейтингах.
Успех централизованной системы тестирования заключается в его систематических преимуществах. Новая система повысит шансы поступления в вузы для абитуриентов из регионов и областей республики. Также, у поступающих будет возможность подавать документы сразу в несколько учреждений, т.е. им больше не придется ждать год для пересдачи. Усилится прозрачность проведения экзаменов, будет проще отследить различные аферы и махинации путем статистических проверок, в тот время как, традиционные экзамены имеют более широкий спектр коррупционных механизмов. В целом, практика показывает, что изменения такого рода повысят эффективность и качество системы образования в стране.
Пандемия коронавируса показала, что окончательное вовлечение цифровых продуктов в наши жизни неизбежно. Поэтому, система образования Узбекистана должна быть готова к непредсказуемым событиям посредством совершенствования дистанционных видов обучения, экзаменационных процессов, вступительных процедур.
Вместе с тем, для руководства страны и учебных заведений ближайший год станет испытанием — насколько своевременно и эффективно они могут справиться с кризисом, вызванным пандемией коронавируса и предоставить равный доступ к образованию.