CENTER FOR ECONOMIC RESEARCH

Глобальное влияние COVID-19 на систему образования

Вспышка коронавирусной инфекции затронула миллиарды людей по всей планете. По последним данным (на 20 апреля), общее количество зараженных находится в районе 2 млн. человек, летальные исходы составляют 6% от числа зараженных (Worldometers). 11 марта 2020 года Всемирная организация здравоохранения официально объявила коронавирус пандемией. В 188 странах мира были приняты решения о временном закрытии образовательных учреждений с целью сдержать распространение вируса. Масштабы принятых мер являются беспрецедентными и, по данным ЮНЕСКО, затронули 90% из числа учащихся в мире – более 1,5 млрд. человек. Эксперты считают, что подобные меры замедлят темпы распространения вируса, так как дети потенциально могут быть скрытыми переносчиками вируса.

Закрытие учебных заведений имеет последствия схожего характера вне зависимости от страны, времени и культуры. В первую очередь, возникает вопрос присмотра за детьми, чьи родители осуществляют рабочую деятельность. Самое простое решение в виде пользования услугами лиц, которые присматривают за детьми, может больше не сработать в свете рисков, связанных с распространением вируса.

В результате прекращения деятельности университетов закрываются принадлежащие им общежития. Следовательно, во всем мире мы наблюдаем проблемы с жильем для учащихся, которые по тем или иным причинам не могут вернуться домой. У студентов, практикующих неполную занятость, помимо этого возникают проблемы с работой и питанием, так как большинство предприятий, в которых они работали, тоже закрыты в силу правил карантина.

Другая важная проблема – это обеспечение непрерывности образования. Большинство стран мира переходят на дистанционное обучение в виде радиовещания, онлайн-платформ и трансляции уроков через телевидение.

Онлайн-образование как необходимость

В связи со сложившейся ситуацией во всем мире растет спрос на онлайн-образование, пока что в краткосрочной перспективе. Множество онлайн-платформ предоставляют бесплатные образовательные курсы для заинтересованных по всему миру. Например, такие компании, как Scholastic и Coursera предоставляют молодежи дистанционное онлайн-обучение и отличаются простотой интерфейса. Такие инициативы поддерживают и международные организации, в частности ЮНЕСКО (UNESCO). Образование для всех является лозунгом некоммерческой организации Khan Academy, которая также предлагает бесплатные курсы. Прежде всего, основным козырем онлайн-обучения является его гибкость, то есть обучающиеся могут совмещать учебу с другими делами.

Такой поворот событий с большой вероятностью может стать переломным моментом в развитии системы образования. С увеличивающейся под угрозой пандемии частотой экспериментов виртуального образования потребители могут получить новый гибридный продукт системы обучения. Можно уверенно предполагать, что даже после окончания пандемии онлайн-преподавание и дальше будет пользоваться большим спросом, так как с экономической точки зрения оно является «неконкурентным благом», т.е. дополнительный потребитель не делает его менее доступным для остальных. Следовательно, набирающие обороты технологии онлайн-обучения могут оказать конкурентное давление на сектор образования в виде «изгиба кривой стоимости образования», т.е. снижения цен, и в плане повышения продуктивности.

Пакет образовательных решений

Для того, чтобы определить, какие виды дистанционного обучения и в каких странах наиболее широко применяются в период пандемии, мы воспользовались недавно сформированной базой данных Центра глобального развития (Centre for global development). Эти данные включают в себя последнюю информацию касательно закрытия школ для начального и среднего образования (K-12, принято считать от детского сада до 12 класса) для 218 стран и регионов мира, которые классифицируются по критериям Всемирного банка в плане уровня доходности и регионов. Путем изучения этих данных можно выявить виды дистанционного обучения по странам с разным уровнем доходности для K-12.

Виды дистанционного обучения для начального и среднего образования сильно разнятся по группам стран с различным уровнем доходов. Так, 75% стран с высоким уровнем доходов предлагают платформы онлайн-обучения (видеоуроки в YouТube, веб-сайты с ресурсами, онлайн-классы и т.д.). Среди стран с ниже средним и выше средним уровнями доходов почти одинаково популярно образование через телевидение и онлайн-платформы. Особо нужно отметить, что только 40% стран с низким уровнем доходов организовали любой из видов дистанционного обучения. Весьма знаменательным является тот факт, что, несмотря на преобладание других видов обучения, примерно 10% всех стран осуществляют доставку печатных учебных материалов домой к ученикам.

Кроме того, применяемые виды дистанционного обучения варьируются и по регионам мира. Так, например, больше 50% стран из всех регионов, кроме Субсахарской Африки, обеспечивают онлайн-образование для своих учащихся. Также можно заметить, что передача уроков через телевидение очень популярно среди стран Южной Азии (75%).

Сейчас сложно определить дальнейший вектор событий, как коронавирус повлияет на ту или иную отрасль, включая систему образования. Однако глобальное закрытие учебных заведений, с большой вероятностью, приведет к нарушению традиционного образовательного процесса, а дистанционное образование выступает в роли ключевого решения этой проблемы.

Анализ текущей ситуации по всему миру показывает, что из-за последствий COVID-19 больше всех пострадают страны с низким уровнем доходов, так как практически не смогут обеспечить непрерывность образования. Также в географическом плане Африканские страны будут испытывать проблемы предоставления какого-либо из видов дистанционного обучения. После окончания пандемии учебные заведения в этих странах будут нуждаться в ресурсах для восстановления учебного процесса и других потерь. Вопрос формирования этих ресурсов и их направление на особо пострадавших учащихся остается открытым.

Оперативная реакция Узбекистана

День спустя, после выявления первого случая заражения коронавирусом в Узбекистане, по решению Специальной республиканской комиссии с 16 марта 2020 года на трехнедельный карантин были закрыты дошкольные, средние и высшие образовательные учреждения. Такая незамедлительная реакция, особенно в самой начальной стадии распространения вируса, является весьма эффективной и настоятельно рекомендуется международными экспертами. В этот момент в Ташкенте обучалось около 80 тыс. студентов из других регионов страны. Для возвращения на место постоянного проживания им были предоставлены скидки в 50% на транспортные услуги.

Закрытие образовательных учреждений в стране означает, что около 8,4 млн. учащихся, большую часть которых (около 6 млн. человек) составляют ученики из общеобразовательных школ, будут находиться дома во время карантина. В этих условиях основной задачей правительства в области образования стало непрерывное обеспечение образовательного процесса. В связи с этим по всей республике были организованы различные виды дистанционного обучения. В частности, Министерство народного образования подготовило телевещание уроков для всех классов в соответствии с учебной программой. Действует официальный телеграм-канал UZEDU Министерства народного образования и канал в видеохостинге YouTube, где публикуются расписание ТВ-уроков и непосредственно записи этих уроков для всех классов.

В столь же стремительном темпе Министерство высшего и среднего специального образования начало формирование онлайн-ресурсов по стандартам высшего образования и запустило телеграм-канал EDUUZ, где также публикуется информация о последних изменениях в сфере образования и размещаются материалы для самообразования. Вместе с тем, продолжается процесс формирования более 3500 электронных учебников по различным дисциплинам, которые размещаются на сайте «Инновацион кутубхона».

Для смягчения негативных последствий распространения коронавируса указом Президента Республики Узбекистан были утверждены два пакета мер социального и экономического характера. Широкий ряд принятых мер непосредственно касается и вопросов, связанных с образованием. Родителям воспитанников дошкольных образовательных организаций и учащихся начальных классов общеобразовательных школ предоставлен ежегодный отпуск, в том числе и для проработавших менее 6 месяцев. Запрещено расторжение по инициативе работодателя трудового договора с работником, являющимся родителем (лицом, его заменяющим, опекуном, попечителем) ребенка, зараженного коронавирусной инфекцией или помещенного в карантин, а также не достигшего 14-летнего возраста. Для лиц, осуществляющих уход за детьми в возрасте до 14 лет, выплачиваются пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов от средней заработной платы.

Кроме того, согласно указу, гарантируется своевременная выплата заработной платы работникам дошкольных, общих средних, средних специальных и высших образовательных учреждений, спортивных и культурных учреждений, финансируемых из Государственного бюджета и приостановивших свою деятельность.

Принятые в этом направлении меры решили два главных вопроса, связанных с закрытием образовательных учреждений. Первый – присмотр за учащимися дошкольных и общеобразовательных учреждений, второй – их финансовое обеспечение во время карантина.

Цифровой вызов узбекского образования

Несмотря на то, что в республике реализуются различные виды дистанционного образования, качественный образовательный процесс требует интерактивности между учителем и учениками, что возможно только через онлайн-занятия. В большинстве случаев пользователи сталкиваются с рядом общих проблем – различиями в доступности каналов связи, недостатком оборудования и программного обеспечения, низким качеством телекоммуникационных услуг.

Согласно последним данным Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций за март 2020 года, в общем рейтинге по скорости интернета среди 176 стран Республика Узбекистан занимает 96-ю строчку, а по скорости мобильного интернета – 133-е место. Кроме того, по данным информационного портала Datareportal, в 2020 году только 55% населения (18,34 млн. человек) пользуются интернетом.

Такие цифры косвенно указывают на то, что у большинства учеников могут быть проблемы со скоростью интернета. При этом даже те, кто имеет доступ к интернету, не всегда способны оплатить его стоимость. Так, согласно анализу экспертов из Picodi.com, проведенному в декабре 2019 года, Узбекистан занял 11-е место среди 62 стран по средней стоимости интернета за 100 мегабит в секунду (м/с). Для сравнения: в Узбекистане стоимость 100 м/с составляет $51, в соседнем Казахстане – $11, а в Кыргызстане – $34.

Мероприятия, предпринятые правительством относительно онлайн-образования во время пандемии, могут вывести образование в республике на новый уровень, при этом следует принять дополнительные меры для повышения качества предоставляемых интернет-услуг. Следует определить потребности в технологической модернизации, продумать вопросы организации переподготовки и дополнительного обучения преподавателей.

Катализатор онлайн-образования

В Узбекистане уже предприняты эффективные меры по предотвращению последствий COVID-19, такие как своевременная остановка деятельности учебных заведений, беспрерывная трансляция уроков по ТВ и формирование большего количества онлайн-ресурсов.

Качественное обучение требует интерактивности. Это, прежде всего, диалог между учеником и учителем, что в настоящее время возможно только при наличии онлайн-уроков. Поэтому на первом этапе нужно наладить мониторинг 6 млн. учащихся общеобразовательных школ на наличие доступного и качественного интернета. По результатам исследования следует разработать методы обеспечения этих учеников оборудованием для доступа в интернет. Такое решение можно считать долгосрочной инвестицией в человеческий капитал, так как даже после окончания пандемии у учеников будет возможность для улучшения навыков с помощью передовых технологий.

Еще одной ключевой проблемой остается обучение преподавателей новым цифровым продуктам, новой инфраструктуре. Еще совсем недавно была образована онлайн-платформа Kundalik.uz с целью отслеживания и оценки знаний учеников в общеобразовательных школах, т.е. ученики могли отправлять выполненные задания на проверку учителям и получать соответствующие оценки и комментарии в электронном журнале. В силу новшества этой платформы стороны все еще испытывают некоторые сложности в ее использовании.

В условиях пандемии ускоренная цифровизация может стать проверкой на прочность преподавателей, учебных заведений и национальной системы образования.

Наблюдается сдвиг парадигмы всей системы образования, и можно сказать с уверенностью, что она уже не будет прежней. Общество привыкает к онлайн-обучению, а кризис выступает катализатором, ускорившим развитие онлайн-образования.

Ферузбек Давлетов, ЦЭИР Экономическое обозрение №5 (245) 2020

...