По итогам января-мая 2020 года общий объем внешней торговли Узбекистана снизился на 15,9% и составил 12,98 млрд.долл. (в 2019г. - 15,44 млрд.долл.). Товарооборот со странами ЦА также снизился на 13,9% и составил 1,78 млрд. долл. (в 2019 г. – 2,06 млрд.долл.). Доля стран ЦА в общем объеме внешней торговли незначительно выросла и составила - 13,7% (в 2019 г. – 13,4%). В товарообороте со странами ЦА доля Казахстана составила – 61,4%, Кыргызстана – 17,1%, Туркменистан – 11,0%, Таджикистана – 10,6%.
Снижение показателей внешней торговли Узбекистана со странами ЦА в январе-мае текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года произошло по товарообороту на 13,9%, экспорту на 19,1%, импорту на 9,4%.
При этом, заметное снижение показателей внешней торговли произошло с Казахстаном, товарооборот снизился на 19,8%, экспорт на 38,8%, а импорт на 8,1%. На Казахстан в январе-мае 2020 года пришлось 61,4% товарооборота Узбекистана со странами ЦА (в 2019 г. – 65,9%). В связи с этим снижение показателей товарооборота с Казахстаном заметно сказываются на общих показателях товарооборота с странами региона.
С Кыргызстаном также показатели товарооборота снизились на 11,3%, экспорта на 10,9% и импорта на 13,9%.
В то же время, значительно выросли показатели внешней торговли с Таджикистаном, как по товарообороту на 22,5%, так и по экспорту 43,8%, а импорт, наоборот, снизился на 15,5%.
С Туркменистаном товарооборот снизился незначительно на 6,8%, при этом экспорт вырос на 7,2%, а импорт снизился на 10,6%.
Данные показатели отражают степень влияния карантинных мер, принятых в странах ЦА, на состояние взаимной торговли между странами.
Наиболее строгие меры были приняты в Казахстане - режим Чрезвычайного положения (ЧП) и Кыргызстане - режимы ЧП и Чрезвычайной ситуации (ЧС), что отразилось на значительном снижении объемов внешней торговли с данными странами.
При этом с Таджикистаном и Туркменистаном, в которых вводились менее строгие карантинные меры, объемы товарооборота и экспорта выросли.
Страны ЦА применяют к друг другу различные торговые режимы и в разной степени открыты для международной и региональной торговли, перемещения труда и капитала, других форм экономического сотрудничества, что оказывает свое воздействие на процессы, связанные с налаживанием между ними более тесных кооперационных связей и интеграционного взаимодействия.
В настоящее время, снижению торговых барьеров между странами ЦА способствуют, в частности, следующие торговые режимы:
- все страны ЦА (кроме Туркменистана) входят в зону свободной торговли (ЗСТ) СНГ (Узбекистан присоединился к Договору в 2013 году с изъятиями, которые действуют до даты присоединения Узбекистана к ВТО или до 31 декабря 2020 г., в зависимости от того, какая из этих дат наступит ранее. Изъятия в основном предусматривают, что Узбекистан не предоставляет национальный режим в торговле другим участникам Договора, а также сохраняет порядок разрешения спорных вопросов на основе двусторонних переговоров);
- Казахстан и Кыргызстан, как члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС), находятся в общем таможенном пространстве;
- Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан являются членами ВТО;
- страны ЦА имеют также двухсторонние соглашения, регулирующие взаимную торговлю.
Кроме этого, странами ЦА приняты различные стратегии и долгосрочные планы развития, в которых указаны также основные приоритеты внешнеэкономического сотрудничества. При этом, задачи, связанные с расширением торгово-экономических связей и кооперации между странами ЦА, хотя отдельно не выделены, но обозначены в рамках приоритетных для них форматов сотрудничества. Так, если для Казахстана и Кыргызстана это прежде всего формат ЕАЭС, то для других стран ЦА - это сотрудничество в рамках СНГ. Кроме этого, все страны ЦА выступают за развитие сотрудничества также в рамках других международных организаций, в том числе ШОС.
При этом Узбекистан, как страна, находящаяся в центре региона ЦА и имеющая общие границы со всеми странами ЦА, прежде всего заинтересована в расширении регионального экономического сотрудничества и кооперации, как в рамках СНГ, так и других международных организаций, включая формат ЕАЭС.
Несмотря на то, что основную часть товарного экспорта стран ЦА составляют ископаемые природные ресурсы и продукты их первичной переработки (до 70-80% всего товарного экспорта), этими товарами страны региона торгуют друг с другом в гораздо меньшей степени, чем продают их за пределы региона.
Следует отметить, что Казахстан и Туркменистан, в связи с преобладанием в их экспорте углеводородов, которые в основном поставляются в страны дальнего зарубежья (ЕС и Китай), в меньшей степени ориентированы на региональный рынок (4,8% и 4,1%), чем Таджикистан и Кыргызстан (30,6% и 19,8%), промежуточную позицию занимает Узбекистан (12,4%).
В то же время, без учета объемов товарного экспорта минеральных продуктов и металлов, доля экспорта между странами ЦА намного выше, значит по товарам, не являющимися полезными ископаемыми, имеются перспективы по наращиванию внутри региональной торговли, особенно готовой продукцией, в чем заинтересованы все страны региона.
В этой связи, расширение странами ЦА взаимного доступа на свои внутренние рынки, во многом будет содействовать решению поставленных ими задач по наращиванию экспорта готовой продукции, так как во взаимной торговле по многим несырьевым товарным позициям они могут быть не конкурентами, а партнерами.
При этом, соседство стран ЦА друг с другом дает им также преимущества в экономии на транспортных издержках. Кроме этого, совместное создание в регионе международных транспортных коридоров и международной транспортной инфраструктуры также будет способствовать снижению транспортных издержек при поставках экспортной продукции стран региона на внешние рынки.
Эпидемия коронавируса Covid-19 отступает, в странах ЦА постепенно снимаются карантинные меры, разработаны и реализуются посткризисные планы восстановления экономик.
В этой связи, расширение торгово-экономического сотрудничества и кооперационных связей между странами региона также будет содействовать скорейшему выходу экономик на восходящую траекторию роста.