В Узбекистане государство стремится повысить эффективность проводимой социальной политики, направленной на повышение качества человеческого капитала и повышение уровня жизни людей. Тем не менее вопросы бедности остаются актуальными для страны: 12-15% населения находится в состоянии бедности. Эта проблема требует своего решения.
Преодоление бедности в стране в первую очередь зависит от экономического развития, наличия достаточного количества и доступности рабочих мест, повышения доходов населения, возможности получения образования, доступности медицинских услуг, коммунальной инфраструктуры, качественного питьевого водоснабжения, экологии. При этом, как показывает опыт стран, успешно преодолевающих бедность, невозможно ликвидировать бедность без комплексного синхронного развития социальных, экономических, культурных областей человеческой жизнедеятельности.
В Послании Президента Республики Узбекистан Олий Мажлису 24 января 2020 года борьба с бедностью была определена в качестве приоритетной задачи. Было отмечено, что «снижение бедности требует реализации комплексной экономической и социальной политики – от стимулирования предпринимательской активности до мобилизации способностей и потенциала населения, создания новых рабочих мест».
В связи с этим решение вопросов преодоления бедности, вывода нуждающихся из нищеты, создания действенных механизмов по предупреждению роста количества бедных семей в настоящее время особенно актуально. В стране активно ведется подготовка масштабной программы по сокращению бедности. Как ожидается, будет принята стратегия сокращения бедности на долгосрочный период, включающая широкий комплекс как всеобъемлющих, так и точечных, целенаправленных мер по сокращению бедности по всей стране, вплоть до самых отдаленных уголков.
В настоящее время правительством уже запущены комплексные исследования, ведутся работы по разработке национальной методологии определения бедности с учетом лучших международных практик. Активно изучается международный опыт по ликвидации бедности. Эта работа позволит сформировать методологический базис для проведения всеохватной оценки бедности в стране, определения критериев отнесения людей к нуждающимся. Расчет и утверждение минимальной потребительской корзины и прожиточного минимума создадут необходимую основу для последующего корректировки системы социального обеспечения, начисления пособий, выплат малоимущим.
На прошедшем 9 июня совещании под председательством Президента посвященному обсуждению актуальных вопросов обеспечения стабильности национальной экономики, в том числе затрагивались и вопросы дальнейших мер в области сокращения бедности. Главой государства было поручено с учетом китайского опыта закрепить министерства и ведомства за селами с высоким уровнем бедности, создать систему помощи нуждающимся, развивать семейный бизнес и приусадебное хозяйство.
Учитывая, что Узбекистан фактически только формирует комплексные подходы к преодолению бедности, крайне важным является изучение международного опыта в борьбе с бедностью, имплементация лучших практик и решений с учетом специфики Узбекистана. В данном ракурсе одним из наглядных примеров является именно Китай, где были достигнуты впечатляющие результаты в преодолении бедности.
В Китае за последние 40 лет из бедности было выведено более 800 млн. человек, что составляет 70% от общего числа людей в мире, преодолевших состояние бедности. Уровень бедности в Китае сократился на 94%. Если в 1978 г. количество бедного населения составляло 770 млн. человек, что составляло 97,5% населения страны, то на конец 2019 г. в Китае осталось 5,5 млн. человек живущих в условиях бедности, что составляет 0,4% от 1,4 млрд. человек всего населения Китая. В период 1956-2018 гг. располагаемый доход на душу населения в реальном выражении увеличился в 36,8 раза, потребительские расходы увеличились в 28,5 раз.
Успехи Китая на данном поприще признаются и мировым сообществом. В частности, генеральный секретарь ООН Антониу Гуттериш отметил, что Китай является мировым рекордсменом по устранению бедности в последние десять лет. С 2013 по 2019 годы в Китае было выведено из бедности 82,4 млн. человек, а доля людей, живущих ниже национальной черты бедности, снизилась с 10,2 до 1,7%. В период с 2012 по 2018 годы Китай ежегодно выводил за черту бедности более 10 млн. человек. В 2020 г. ожидается ликвидация крайней бедности в Китае, даже несмотря на рецессию в экономике из-за влияния COVID-19.
За прошедшие десятилетия в Китае проводилась активная политика поддержки сельхозпроизводителей, трудовой внутренней миграции из сел в города, отдельное внимание уделялось бедным приграничным районам и местам проживания этнических меньшинств, улучшению жизни женщин, детей, пожилых людей, инвалидов.
Принято считать, что успехи в борьбе с бедностью в Китае началась с проведения реформ в сельском хозяйстве, частичной приватизации, отказа от планового подхода в 1978-1985 гг. Китай является наглядным примером, где развитие сельского хозяйства и ликвидация бедности на селе проходили неразрывно. Во второй половине прошлого столетия Китай испытывал значительные трудности по обеспечению населения продовольствием, люди страдали от недоедания. Проведение земельных реформ в сельских районах, улучшение ирригационной инфраструктуры привели к росту производительности и устойчивости роста производства сельхозпродукции. Показательны следующие цифры периода проведения реформ сельского хозяйства в 1978-1985 гг. в Китае. За этот период производство зерна на душу населения увеличилось на 14%, хлопка на 73,9%, масличных культур почти в 3 раза, мяса на 87,8%, а доход на одного крестьянина вырос в 3,6 раза. В период 1949-2018 гг. площадь орошаемых земель увеличилась с 15,9 до 68,1 млн. га. По многим видам сельскохозяйственной продукции Китай стал крупнейшим в мире экспортером.
В этом ракурсе является весьма примечательным, что Узбекистан начинает планомерную работу по сокращению бедности вскоре после принятия Стратегии развития сельского хозяйства до 2030 года, реализация которой должна в значительной степени изменить сложившуюся практику ведения сельского хозяйства, дать сельхозпроизводителям больше свободы в вопросах что и как выращивать. В стране, где на сельское хозяйство приходится 28% ВВП, а большая часть малообеспеченных приходится на сельское население, вполне логичным является, что реформирование и последующее развитие сельского хозяйства и борьба с бедностью не могут осуществляться порознь. В данном ракурсе для Узбекистана опыт Китая по сокращению бедности в сельской местности, в экологически неблагоприятных районах проживания, повышение занятости и доходов населения является крайне полезным и востребованным. В частности, проведение эксперимента в Джизакской области по специализации территорий на выпуске определенной продукции является частью опыта Китая, где реализуется аналогичная программа.
Параллельно в Китае активно решались жилищные проблемы, повышение доступности для населения качественной питьевой воды в сельских районах, доступности медицинских услуг. Ожидаемая продолжительность жизни в Китае увеличилась с 35 в 50-х годах прошлого столетия до 77 лет в 2018 г. В 2018 г. 95% домохозяйств имели доступ к безопасной питьевой воде. Была создана система социального страхования. К марту 2019 г. базовым страховым обеспечением было охвачено 941 млн. человек, медицинским страхованием охвачено 1,3 млрд. человек, что составляет почти все население Китая.
Одним из важнейших факторов достигнутых успехов Китая в сокращении бедности является общенациональный характер действий в этом направлении. В решение данной задачи были вовлечены как государственный аппарат и партия, так и частный сектор, общественные организации и в целом граждане страны.
Активное участие в борьбе с бедностью в Китае принимает частный сектор, действует проект «10 000 предприятий помогают 10 000 деревень» в котором приняли участие более 60 тыс. частных предприятий. Применяется практика шефства крупных предприятий над бедными уездами. Одним из наглядных примеров успешного взаимодействия частного сектора и села являются деревни Таобао – проект компании Alibaba предоставляющий селам возможности реализации продукции посредством электронной коммерции. В данном ракурсе уместно упомянуть и о широком охвате населения Китая доступом к Интернету: более 90% населения Китая имеют доступ к широкополосной связи, более 98% административных сел подсоединены к оптоволоконной сети и имеют доступ к услугам 4G.
Как в Узбекистане, так и в Китае одной из наиболее насущных проблем сельской местности, в особенности отдаленных бедных сел является острая нехватка кадров – эффективных управленцев, специалистов. Села, оказавшиеся в так называемой ловушке бедности, не могут её преодолеть в короткое время без привлечения обширных знаний, опыта эффективной организации хозяйственной жизнедеятельности с учетом текущего общественного и технологического развития. Ограниченные возможности реализации человеческого потенциала в удаленных бедных районах приводят к тому, что люди, обладающие необходимыми знаниями и навыками не едут в эти районы для ведения профессиональной деятельности.
В данном ракурсе китайская практика по стимулированию притока кадров, организации обучения сельского населения, направления и закрепления работников центрального государственного аппарата и партработников за бедными селами показала свою эффективность. В частности, в 2019 г. насчитывалось 206 тыс. первых секретарей сельских комитетов Коммунистической партии Китая, 700 тыс. сельских служащих, 2 млн. городских служащих, принимавших участие в борьбе с бедностью.
Выстроенная четкая вертикаль организации работ государственного аппарата по сокращению бедности позволила скоординировано решать насущные вопросы населения, повысить уровень и качество управления на местах, привлечь современные знания и навыки. Сокращался разрыв в уровне образования и качества предоставляемых образовательных услуг между городом и селом. Были запущены образовательные программы получения специальностей сельскими жителями. Активно создавались условия для привлечения необходимых кадров в бедные села. В частности, за период 2012-2015 гг. было выделено около 14 млрд юаней на строительство в приграничных районах и районах с тяжелыми природными условиями квартир для сельских учителей, в которых были размещены 300 тыс. учителей. Выделяются средства на дотации сельским учителям – свыше 1 млн. сельских учителей из 600 уездов получили денежную помощь.
Эффективность любых мер, стратегий программ в конечном счете полностью зависит от тех, кто их реализует на практике. Без привлечения в бедные села кадров с современным мышлением, обладающих необходимыми знаниями и навыками, эффективных управленцев, невозможно будет решить проблему бедности в стране.
В целом, как свидетельствует опыт Китая, борьба с бедностью носит всеобъемлющий и целевой характер, задающая вектор социально-экономического развития страны. При этом задача сокращения бедности может быть решена только при параллельном развитии всех сфер жизни человека, включая удовлетворение минимальных потребностей в еде, питье, жилье и раскрытия человеческого потенциала через повышение доступности образования, здравоохранения, профессионального роста и творческой реализации.
В Узбекистане стратегически важной, последовательно решаемой задачей является повышение уровня благосостояния населения. Однако именно в последнее время борьба с бедностью последовательно имплементируется в государственную экономическую политику и оформляемую в национальную цель, учитываемую при разработке и реализации стратегических программ и планов развития Узбекистана.
Очевидные задачи, которые сегодня стоят перед Узбекистаном в области повышения уровня жизни населения – снижение безработицы, стимулирование населения к предпринимательской деятельности и повышению уровня доходов, вполне успешно решались Китаем в течение последних десятилетий, что сделало китайскую экономику второй в мире и вплотную приблизило к достижению ликвидации бедности в стране. Использование китайского опыта позволит Узбекистану более успешно достигнуть поставленных целей в этом направлении.